Классический фасад в современной архитектуре

классический фасад

Содержание

Многие архитекторы нашего времени вновь и вновь обращают внимание на классицизм, считая современный подход к формированию облика здания по большей части ограниченным и нелепым. Нередко со стороны коллег они подвергаются критике за использование имитаций, ведь элементы классических фасадов давно уже никто не лепит из гипса, а делают из дюрополимеров и простых недорогих пенопластов. Тем не менее, здания получаются представительными и нравятся заказчикам — и это только подтверждает мысль о бессмертности классики, обладающей богатыми возможностями для эстетического выражения.

классический фасад
Архитектурно-художественное решение фасада в классическом стиле

Преимущество классической архитектуры и доводы против неё

В течение последних десятилетий строительные критики во всём мире выражают недовольство стеклянно-бетонным модернизмом, получившим широкое развитие в прошлом веке. Упоминаются не только неудачные схемы застройки, но и дороговизна отопления и кондиционирования зданий с панорамным остеклением, не слишком высокие сроки службы подобных конструкций.

Красиво, но непрактично как для холодных широт, так и для жарких

Большим разочарованием стал и малоотличимый внешний вид современных зданий, благородство которым только и можно придать путём возврата к традициям классики. Так считают многие специалисты, но не все. Многие уверены, что поворот вспять – это нелепость, утверждают, что классицизм есть всего лишь набор декоративных элементов, и много ума для его имитации не надо.

Но поборники классики считают этот стиль высокофункциональным, идеально подходящим не только для строительства дворцов, но и прекрасно вписывающимся в небольшие жилые дома.

многоэтажки в классическом стиле
Почти все элитарные многоэтажки строят в классическом стиле

Например, если адаптировать классическую планировку к современным требованиям, отдельные детали можно применять для выделения функциональных зон внутри здания: обрамить парадный вход, обозначить визуально разницу между дверями в жилые и вспомогательные помещения, сделать декоративный акцент на потолке или лестнице.

Многие архитекторы утверждают, что классическую архитектуру можно применить даже в строительстве аэровокзалов, торгово-развлекательных комплексов и промышленных зданий – нужно только проявить изобретательность, которая и отличала мастеров со времён эпохи Возрождения.

Спорный вопрос – выбор конструкционных материалов

В отличие от модерна и конструктивизма, в которых акцент делается на самые современные материалы от бетона до пластика, приверженцы классики предпочитают использовать кирпич и камень, дерево, керамическую черепицу. Считается, что они не только более выигрышны с визуальной точки зрения, но и, красиво старея, не утрачивают своей эстетики даже через десятилетия.

Примечание: Секреты качественной и прочной кладки современниками не утеряны — искусные мастера есть и сегодня, хотя их и не так много. Свою работу они оценивают выше, чем обычные строители, но возведённые ими здания красивее смотрятся и дольше служат.

Главное – дома в классическом стиле, как и в прежние времена, нравятся их обитателям. А обилие современных материалов и техник, с помощью которых можно выполнять имитации, позволяет сделать респектабельным и богатым даже облик деревянного сруба или недорогого каркасного дома.

классический фасад
Элементы классики, применённые на деревянном доме

Принцип формирования классических фасадов

Классицизм, как архитектурный стиль, с течением времени претерпел определённые изменения. Если в XVI–XVII веках за эталон принимались античные традиции, то ближе к концу XVIII столетия стал проповедоваться рационализм, ценность приобрели простота, симметрия, строгость. Уйдя от напыщенности барокко, классическая архитектура смогла сохранить и преумножить гармонию и величественную красоту.

  • Концепции классицизма позволяют возвести хоть дворец, хоть скромный дом быстро, и без лишних затрат на слишком вычурный декор. Стиль весьма узнаваем, ему присуща строгость форм и удобство пространственных решений, лаконичность внешнего оформления и неброская цветовая гамма. Не зря ведь латинское слово classicus переводится как «образцовый».
  • Классический фасад строится на ордерной системе, которая в традиционном понимании представляет собой архитектурную композицию из вертикальных и горизонтальных элементов. Вертикальными являются колонны и пилястры, горизонтальными – антаблементы.
антаблемент и колонна
Короткой стрелкой обозначен антаблемент, длинной — колонна
  • Для классического стиля важна последовательность элементов, система пропорций, предписывающая их состав, конфигурацию и местоположение. Причём, это не конструктивная система, призванная нести нагрузки как в современных каркасных зданиях, а вспомогательная, скорее призванная придать фасаду художественную ценность.
  • Однако ордер – это не только здание с колоннами. Достаточно и того, что стены приобретают необходимый внешний вид, имея снизу визуально выделенный цоколь, сверху карниз, а между ними русты. Плюс должным образом оформляются проёмы: наличниками, сандриками, кронштейнами.
Классический фасад без колонн
Классический фасад без колонн

В прошлом веке классический стиль без колоннад именовали безордерным, но такое деление ушло в прошлое. Вся классическая архитектура является ордерной, разными могут быть только типы ордеров:

  1. большой ордер — композиции двухэтажных зданий с колоннами;
  2. курватура – композиции, отступающие от строгой симметрии;
  3. ордерная суперпозиция – градация колоннад по степени лёгкости;
  4. раскреповка – зрительное усиление ордера другими элементами (выступами, контрфорсами).

Правила построения ордера

У традиционных ордеров с колоннадами есть свои правила вычерчивания, которые должны применяться при проектировании. Основное внимание уделяется вопросу построения фронтона – треугольника, образованного двумя наклонными и одним горизонтальным карнизом. При желании он может выполняться с тимпаном – углублением, в котором располагают скульптурные украшения.

Классический фронтон
Классический треугольный фронтон

Чтобы такой важный элемент здания, как фронтон, от которого зависит внешний вид фасада, был пропорциональным, необходимо правильно определить уклон крыши. В греческих и римских ордерах этот вопрос решался по-разному. К примеру, в греческих ордерных системах у крыш угол наклона меньше, да и горизонтальный карниз имеет иную форму (в нём отсутствует венчающая часть).

Постепенно античные концепции построения ордеров были художественно переработаны, и композиция традиционного ордера с колоннами стала опираться на три основных принципа:

  1. Трёхчастность ордера. Его основными элементами являются: начало (ступенчатое основание), середина (колонна) и завершение (антаблемент).
  2. Визуальное деление на несущие (консоли) и поддерживаемые части (карнизы), с помощью которого и достигается выразительность ордера в целом.
  3. Сложность композиции может нарастать только снизу вверх, поэтому самая простая часть это основание, а самая сложная – антаблемент.
Дом с портиком и колоннами
Дом с портиком и колоннами, построенный по всем канонам классицизма

Оформление фасадов домов в стиле классицизма

При проектировании домов в классическом стиле обязательно выполнение горизонтальной части ордера (антаблемента). Колонны могут имитироваться или отсутствовать совсем, но чаще с их помощью обозначают парадный вход или украшают террасу или балкон.

Симметрия – обязательное условие для классического фасада, неразрывно связанная с ордером. Любая постройка, возводимая в данной стилистике, должна быть симметрична не только относительно центральной оси фасада, но и внутри любого его фрагмента.

Гармоничность пропорций создаётся за счёт идеальных соотношений ширины фасада с высотой, наличием минимум двух этажей и идентичных элементов, располагающихся друг от друга на одинаковом расстоянии. Классика предполагает воспроизведение в разных частях здания одной и той же фигуры, но разного размера – и главное, опять же, их симметричность.

классический фасад
Симметрия – главная концепция классицизма

При проектировании фасада в классическом стиле применяются такие приёмы:

  • Акцентирование внимания на основных линиях ордера, углах и проёмах, которые обычно выделяются белым цветом и объёмной фактурой.
  • Окна и двери могут иметь форму вытянутого вверх прямоугольника, реже увенчиваются аркой.
  • Классический фасад отделывается штукатуркой, обычно пастельного оттенка – чаще желтоватого или бежевого.
  • Крыша имеет непростую конфигурацию (вальмовую, полувальмовую, шатровую), и, как правило, покрыта черепицей.
  • Фасад дополняется накладными элементами, визуально похожими на белый камень.

Примечание: Сегодня такие элементы изготавливают из стеклофибробетона и вспененных пластиков (полиуретан, полистирол), которые имеют меньший вес и гораздо проще монтируются, чем гипсовая лепнина.

накладная пилястра
Архитектурное решение фасада: накладная пилястра в угловой зоне

При желании и наличии возможностей, классический фасад можно украсить барельефами, балюстрадой или даже поставить статую. Что же касается колонн, то их проще всего заменить накладными полуколоннами или пилястрами, которые вместо рустов могут украсить углы дома, или вместо наличников – вертикальные границы оконных проёмов.

Декоративные элементы для оформления фасадов в классическом стиле

Если пропорции крыши и коробки дома рассчитаны правильно, оформить его в классическом стиле будет, как говорится, делом техники. Все существующие элементы классицизма сегодня продаются в виде накладной лепнины – главное, не брать за основу принцип «всё и сразу», а тщательно продумать, а вернее, спроектировать визуализацию фасада.

Набор применяемых элементов декора должен зависеть от конструкционных особенностей здания, и вот какие из них можно применить для художественного обрамления фасада.

классический фасад
Элементы классического фасадного декора

Основной декор классического стиля выполняется на стенах — тем более, что колонны, состоящие из трёх частей: базы, ствола и капители, для небольших домов проектируют далеко не всегда. Так же из трёх элементов: архитрава, фриза и карниза, состоит и горизонтальная часть ордера — антаблемент. Хотя карниз, представляющий собой ленточный выступ и нередко именуемый молдингом, может не только венчать стену сверху, но и располагаться между цоколем и стеной, или визуально отделять этажи.

Междуэтажный карниз на фасаде
Междуэтажный карниз на фасаде

На заметку: Применяться в качестве самостоятельного декора может и ещё один элемент антаблемента – фриз. Это полоса, которой можно обрамить или увенчать те или иные фрагменты фасада. Однако, фриз приобрел наибольшее применение в интерьерах. Им обрамляют потолки и выполняют на них фигуры, производят визуальное членение стен, обрамляют панно и ниши.

Кроме указанных выше элементов, являющихся неотъемлемой частью классического ордера, для художественного оформления фасада можно применить и такие виды декора:

Архитектурный элемент Комментарий
Балясины
Балясины
Элементы ограждения лестниц и террас, но могут применяться исключительно как декоративный элемент для оформления подоконной зоны, символизирующей наличие балкона.
Сандрик
Сандрик
Элемент, венчающий оконный или дверной проём, напоминающий форму фронтона и нередко копирующей его в меньшем масштабе.
Русты
Русты
Рустами называют накладные плоские камни с красиво обработанными краями, с помощью которых выполняют акцентирование на углах зданий.

Существует и технология рустирования штукатурки, с помощью которой эффект отделки стен рустами можно имитировать. Причём штукатурные русты могут выполняться по всему фасаду, а не только по углам.

Консоли
Кронштейны (консоли)
В современной строительной терминологии кронштейном именуют несущий элемент, но в классической архитектуре это больше декор. Он представляет собой фигурный, богато украшенный треугольник, визуально поддерживающий карниз, балкон или подоконник. Консоль является наиболее эстетичным элементом, и может представлять собой самую настоящую скульптуру.
Арка с замком
Арка с замком
Аркой именуют элемент, венчающий круглый проём окна или двери. Чаще всего он применяется вкупе с замком – фигурным выпуклым элементом, расположенным в самой высокой части арки, имитирующим замыкающий камень арки.
Пилястры фасадов
Пилястры
Пилястрами называют выступы стены, пересекающие классический фасад по всей высоте, имитирующие пропорции колонн.
Наличники
Наличники
Наличники — это элементы обрамления проёмов, придающие им завершённый вид, и нередко являющиеся самой декоративной частью фасада.

На нашем примере наличники установлены на окна вместе сандриками, но вообще горизонтальная часть проёма может венчаться карнизом, аркой или тем же наличником с замковым камнем.

Филёнки
Филёнки
Филёнкой называют плоский элемент с геометричным обрамлением, чаще имеющий прямоугольную форму, хотя может иметь и полукруглые или изломанные углы с красивым орнаментом. Элемент бывает накладным, но может выполняться и рустированием по штукатурке. Применяется для визуального членения стены на отдельные фрагменты.

Примечание: есть ещё такой элемент, как розетка. Он отличается круглой формой и довольно редко используется на фасаде. Розетки чаще всего применяют в интерьерах — на потолках в точке монтажа люстры, и как акцентный декор для одной стены в стилях эклектика и фьюжн.

орнамент
Узор (орнамент)
Накладной декор, с помощью которого можно украсить самые разные части здания: подкарнизные пояса, внутреннюю часть сандрика или тимпана, капители колонн, простенки между окнами. С использованием такого декора фасад смотрится празднично и богато — да и стоит недёшево.

Заключение

Классический фасад, несмотря на всю его строгость и симметрию не столь скучен, как может кому-то показаться. Существует немало элементов, с помощью которых экстерьер здания можно разнообразить, но и перебарщивать с декором, как на фото снизу, тоже не надо. Переусердствовав с декором, вы не только значительно увеличите стоимость отделки, но и утратите равновесие и гармонию, присущую классицизму.

эклектика
Когда всё и сразу – это уже не классика, а эклектика

Классика лежит в основе многих других, более современных стилей – например, эклектики. В её концепции лежит смешение разных форм и оттенков, что сделать качественно сможет не каждый. Пытаясь совместить в одном небольшом фасаде все имеющиеся виды декора, вы рискуете получить несуразный и безвкусный экстерьер – причём, за довольно большие деньги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: