Содержание
Лестница в доме — это не роскошь, а средство перемещения в уровнях. По конфигурации и отделке она вполне может быть роскошной, но в первую очередь, должна быть правильно спроектирована и залита в соответствии с технологиями бетонирования. Чтобы обеспечить конструкции нужную геометрию, пространственную устойчивость и точность установки арматуры, опалубка лестничных маршей играет ведущую роль. Вот о ней и пойдёт речь далее.

Как правильно организовать работу
Приступить к установке опалубки можно только на определённом этапе строительства. В новостройке, как минимум, должно быть выполнено монолитное перекрытие нижележащего этажа, выше которого будут вестись работы, и оно, в зависимости от длины пролёта, должно набрать не менее 70-80% проектной прочности.
Маршевые лестницы чаще всего примыкают к внутренним стенам, поэтому данные ограждающие конструкции должны быть возведены в капитальном варианте (не из гипсокартона или деревянного каркаса).

На стенах заранее должны быть устроены специальные ниши под заделку лестничных площадок. Ниши формируют путём установки в кладку или стеновой монолит закладной шпонки, удаляемой позднее в процессе демонтажа опалубки. Проём лестничной клетки необходимо предварительно оградить, организовать места для складирования заготовленных заранее элементов опалубки: двух видов балок, прогонов, стоек и фанерных щитов.
Примечание: Если на стройплощадке работает кран, всё это для удобства подачи размещают в зоне его действия. В этом случае щиты и балки лучше сразу рассортировать и уложить на поддоны.
Элементы лестничной опалубки
Опалубка лестничного марша состоит из следующих элементов:
- Стоек опалубки, подпирающих наиболее высокую часть лестницы (многие мастера пользуются инвентарными телескопическими стойками).
- Опорных стоек, подпирающих наиболее низкую часть марша и промежуточную лестничную площадку (делают из бруса 100*100 мм).
- Опалубки ступеней (доска толщиной 40 мм, ширина зависит от высоты ступени).
- Прогонов — поперечных элементов, прокинутых между стойками (делают из бруса 150*100 мм).
- Деревянных щитов либо листов фанеры толщиной 18-21 мм.
- Диагональных связей, обеспечивающих стойкам пространственную устойчивость (доски сечением 100*40 мм).
Нюансы формирования опалубки
Нижняя сторона лестничного марша и его боковины формируются из бакелитовой фанеры или сбитых из досок щитов. На верхней стороне устанавливают опалубку для ступеней, формирующую переднюю стенку, и задающую ступени нужную ширину и высоту. Состоит она из дощечек 40*160 мм или отрезков OSB, закрепляемых к основной опалубке прижимными брусками. Особенно тщательно нужно проверять соединения прогонов с наклонными брусьями, если таковые будут использоваться в схеме.
На широких лестницах из-за большого расстояния между узлами крепления, может возникнуть опасность прогиба прогонов и опалубки ступенек. В таком случае, вдоль центральной оси марша устанавливают брус с дополнительными прижимными планками, как показано на фото. Центральная доска выполняет функцию элемента жёсткости, для чего надёжно соединяется с поддерживающими брусьями путём установки проволочной скрутки, либо устанавливают дополнительные подпорки.

Фанера или дощатые щиты должны обязательно иметь водостойкое покрытие, исключающее их намокание и утечку цементного молока из бетона. Защита фанеры и брусьев по торцам производится герметиком — дабы в них вдоль волокон не проникала влага, способствующая набуханию и короблению древесных материалов.
Технологическая последовательность монтажа
Последовательность установки элементов опалубки такая:
- Установка стоек опалубки (самых длинных).
- Укладка прогонов и их регулировка по высоте.
- Монтаж по прогонам продольных боковых брусьев лестничного марша.
- Установка фанерной палубы с закреплением гвоздями или саморезами к поперечным балкам.
- Выставление торцевой опалубки (если нужно).
- Формирование опалубки ступеней и их закрепление к фанерной палубе.
- Смазка опалубки перед бетонированием (производится за 2 часа).

Примечание: В зависимости от вида используемой смазки, она может наноситься как распылительной удочкой краскопульта (если жидкая), так и пистолетом или валиком (если вязкая).
Правила демонтажа — заключение
При пролёте лестницы менее 6 м снимать с неё опалубку можно при достижении бетона 70% прочности, важно только чтобы марш при этом не подвергался чрезмерным нагрузкам. Элементы палубы должны быть предварительно оторваны от бетона, после чего можно извлекать опалубку ступеней. В процессе снятия этих элементов, вертикально или под наклоном последовательно устанавливают и расклинивают стойки переопирания, дабы избежать случайного падения или обрушения конструкций.
Снятые элементы очищаются и могут использоваться для установки на следующий участок лестничного пролёта. Следы от опалубки на бетоне, мелкие трещинки и раковины зачищают металлическими щётками, промывают струёй воды, а затем затирают жирным раствором в пропорции две части песка на одну часть цемента.