Содержание
Стеновые обои давно перестали быть лишь средством ремонта, а являются отличным инструментом, с помощью которого можно подчеркнуть принадлежность к тому или иному стилю, обеспечить интерьеру высокую эстетичность, а не просто закрыть неприглядное основание. Правильно подобрав цвет и фактуру, можно создать настроение, а выразительная сила, заложенная в тот или иной узор, способна даже изменить геометрическое восприятие помещения. Что такое обои в отделке помещений, мы и расскажем в этой статье.
Узор — больше чем средство декора
Существуют, конечно, и однотонные обои, однако к ним в комплект производитель всегда предлагает вариант с рисунком или узором для акцентирования. В противном случае смысл использования недешёвого рулонного материала пропадает, ведь в один цвет стены можно и просто покрасить. Сущностью обоев является именно рисунок, и если научиться его правильно применять, можно очень расширить свой творческий потенциал.
Если постараться как-то классифицировать рисунки на обоях, то можно выделить три категории изображений:
Типы изображения на обоях | Характеристика |
В них всегда заложена какая-то информация, и она должна быть вынесена на передний план. | |
Абстракция весьма экспрессивна, поэтому чаще всего такие рисунки на обоях применяются лишь в качестве декора одной поверхности. | |
Отличительной особенностью структурированных изображений является их цикличность, равномерное повторение элемента рисунка, геометрического узора, клетки, полоски, орнамента. |
Представленная выше классификация делит рисунки на типы лишь условно, по факту эти понятия более обширны. К примеру, предметные изображения могут быть не только цветочные или пасторальные, но и имитировать естественные фактуры: камня, дерева или дощатой обшивки, прожилок листа, кирпича или декоративной штукатурки.
Структурированные рисунки на обоях тоже имеют разную тематику: игривую, романтическую, ностальгическую. Узоры могут быть ориентированы на определённый дизайн, в том числе классический, их так же подразделяют на орнаментальные, органические, экстравагантные, объёмные (например, имитация кирпичной кладки).
Что касается абстракции, то тут всё ещё более непросто. Как минимум, можно выделить пять разновидностей такого рисунка, и вот как определяют эти категории специалисты:
- Crazy (что переводится, как сумасшедший) — визуально хаотичное сочетание линий или красок;
- девичья (всевозможные комбинации цветочков, птичек и сердечек);
- стилизованная (например, а-ля джинсовая ткань или газета с текстом и картинкой);
- типографские (бессмысленные комбинации из цифр и букв).
От типа рисунка зависит выразительность обоев, их характер. Чётко построенный узор даёт ощущение стабильности, абстракция визуально подвижна и побуждает к действию. Что же касается изображений, особенно природной тематики, то они наилучшим образом создают впечатление естественности. Немаловажную роль здесь играет и цвет, так как именно он побуждает чувства и способен изменять смысл и стиль рисунка — то есть, цвет и узор взаимно дополняют друг друга.
Как цвет и рисунки на обоях создают настроение
Существует множество цветовых систем, с помощью которых подбирается палитра интерьера. Говорить о них сейчас мы не будем, потому что применяют их при определении общей гаммы оттенков интерьера, а не только при подборе обоев. Если цветовые сочетания окажутся гармоничными, вот тогда и возникает желаемый эмоциональный эффект.
Хоть учёные давно определили, как воздействуют те или иные цвета на нашу психику, всегда есть исключения, так что, процесс подбора цвета глубоко индивидуален. Самыми беспроигрышными вариантами являются оттенки, заимствованные у природы, они вызывают наибольшее доверие.
Именно поэтому столь популярны коричнево-красные оттенки, голубые, жёлто-зелёные тона. Весьма приятны человеческому глазу оттенки хвои, мяты, горчицы, мха, ванили, вина, шоколада. Главное — ориентироваться на собственные ощущения, и соблюдать температурный градус цвета в помещении (баланс холодных и тёплых тонов).
Профессиональные декораторы нередко соединяют два противоположных в цветовом круге Иттена цвета, что всегда выглядит энергично. Однако чаще всего они используют комбинации, когда берётся один активный цет и комбинируется с почти бесцветными оттенками (серыми, бежевыми, молочными, песочными).
В итоге получается спокойный фон, на котором выделяется единственный акцент, вполне уместный для использования на всех стенах комнаты. Если же нужно выделить только одну стену, можно подобрать вариант с комбинацией двух-трёх пёстрых, хорошо сочетающихся тонов, что создаст живую и радостную обстановку.
Стилистика в дизайне обоев
Если в отделке помещения придерживаться определённой стилистики — а именно так это и должно быть, в соответствии с ней нужно подбирать рисунок и тональность обоев. Расскажем вкратце, какие рисунки на обоях можно выбирать к тому или иному стилю.
- Обои начали применять на стенах с Эпохи Возрождения (Ренессанса), пришедшей на смену аскетической готике. В те времена необыкновенной популярностью пользовались бархат, парча и дамаст (камчатная ткань с объёмным рельефом), поэтому их фактуры вполне подойдут для оформления такого интерьера. Так же можно использовать довольно пёстрые мавританские орнаменты и соответствующие тому времени художественные изображения.
- Приметы эпохи барокко определяли пристрастия духовных и светских властителей, и наибольшее влияние на европейскую культуру оказывала пышная дворцовая жизнь. Стиль проявляется насыщенными оттенками, золотым тиснением, роскошными растительными орнаментами, лепниной, дорогими породами дерева и мрамором. Всё это может находить отклик в рисунке обоев, и вот как это примерно может выглядеть в современном прочтении.
- В неувядающей классике присутствует античность с её элегантной простотой, симметрия, элементы живописи и господства (лавровые и пальмовые листы, жезлы, венцы и эполеты). Растительные орнаменты здесь тоже присутствуют, но они более просты и напоминают по форме корону. Так как эпоха классицизма была временем колониальных завоеваний, для украшения стен классического интерьера могут быть использованы и фотообои с экзотическими пейзажами.
- Вплоть до начала 20 века в Европе существовал класс буржуазии, у которого были свои пристрастия. Присущий ему стиль в архитектуре назвали бидермейер, и у него всё ещё есть свои почитатели. Он на корню не признаёт роскошь предшествующего наполеоновского ампира, что в интерьерах выражается простой отделкой с мелкими узорами, пасторалями и романтичными мотивами. Панорамные фотообои стали популярны именно с подачи представителей класса буржуазии.
- С началом революционных движений все старые стили теряли свою актуальность, а роскошные орнаменты и симметрия уступили место буйству форм. Рядом с растительной тематикой соседствовала рациональная геометрия и абстракция, что не могло не отразиться и на дизайне настенных покрытий. Несколько соответствующих примеров мы представили ниже.
Мы отметили концепции лишь некоторых стилей, не утративших популярность и по прошествии веков. Со временем они немного трансформировались, появилась масса эклектичных сочетаний, в которых отразились особенности современного бытия. В последние десятилетия приобрели актуальность обои с фактурами металла (их можно использовать в стиле техно, хай-тек), пробки, дерева, камня, что вызывает ощущение защищённости.
Растительная тематика никогда и не утрачивала своих позиций, весьма востребованы мотивы леса и морского берега, избавляющие от страха перед будущим. Движения за экологию привели к тому, что краски и узоры стали уступать место стеклоткани, обоям из грубого джутового волокна, имитациям структурной штукатурки.
На заметку: Промышленность, реклама, компьютерная техника являются частью современной жизни, и некоторые дизайнеры тоже переносят их на обои. Однако это лишь немногочисленные серии, рассчитанные на любителя и изготавливаемые по заказу. Основным же спросом у потребителя всех времён пользуются обои с мотивами и всевозможные ретро-узоры.
Как наносятся рисунки на обоях, способы печати изображения
Технический прогресс оказывает влияние на все сферы жизни, и производство стенных обоев не исключение. Люди старше 40-50 лет не могут не заметить, насколько далеки друг от друга современные обои по дизайну и качеству от тех, что продавались десятилетия назад. В большинстве случаев их изготавливают ротационным способом, когда каждая секция красящего оборудования отвечает только за один цвет. Печатные проходы, следующие друг за другом в определённом порядке, в итоге и создают полномерное изображение.
Флексографический
Наиболее распространён флексографический метод печати, в котором задействованы силиконовые эластичные валики. На них нанесён рельеф по принципу штемпеля, в котором печатающие и непечатающие элементы расположены на разном уровне. Красящая секция состоит из двух валиков: растрового, задача которого заключается в равномерном нанесении краски, и печатного, который и отпечатывает изображение.
Рисунки на обоях методом глубокой печати
Если изображение фотографическое, используется метод глубокой печати, применяемый в типографиях при печатании журналов. Берут образец, делают с него цветные копии, репродуцируют их через растр и лазером переносят на печатные цилиндры. В цилиндрах есть углубления, где собирается печатная краска, из них она и переносится на бумагу.
Последовательное нанесение красок позволяет воспроизводить самые замысловатые линии и нежные цветовые переходы, что невозможно ни при каком другом методе печати. Глубокую печать используют при оформлении бумажных, металлических и сатиновых обоев.
Трафаретная печать
Существует так же способ трафаретной печати, который можно использовать на любых материалах, а не только на обоях. Роль трафарета играет круглое сито с перфорацией, соответствующей контурам рисунка, через которую ракелью выдавливается пастообразная краска.
Данный способ печати применяется при изготовлении структурных обоев — например, бумажных дуплексов. После того, как свою работу закончит последняя секция, полотна обоев отправляются в печь для вспенивания красящей виниловой пасты, благодаря чему и получается рельеф.
Рисунки на обоях методом цифровой печати
Цифровая печать начинается с оцифровки образца, с которого уже сканируется, а потом фотографируется либо создаётся графически изображение. Это позволяет выполнить обои по представленному образцу в виде обрезка обоев, ткани или журнальной картинки, и сделать их под заказ точно по размеру помещения. Это и есть основное достоинство цифрового способа печатания.
В нём применяются разные техники: электростатическая, струйная, лазерная, термической сублимации. Все они относительно новые и конкурируют между собой, предсказывать их дальнейшую популярность или забвение не берёмся, тем более что постоянно появляется что-то новое.
Тиснение и гофрирование — заключение
Тиснение — самый испытанный временем способ нанесения рисунка и фактуры на полотно. Как правило, он совмещается с одним из способов печати (чаще глубокой), и эти процессы могут происходить как последовательно, так и одновременно.
Тиснение производится по рельефу, путём сильного давления разноуровневых валиков. Хорошие тиснёные обои должны состоять минимум из двух слоёв бумаги, или бумаги и флизелина, которые сначала склеивают, тиснят при определённой влажности, а потом сушат.
В некоторых случаях бумагу сначала покрывают виниловой краской, а потом гофрируют под воздействием высокой температуры. Обработанное таким способом покрытие получает тонкую структуру, краска начинает блестеть, что и делает фактуру обоев очень похожей на ткань сатин.